Maarten Vorwerk — 50 советов edm продюсерам

«Советы недели» от  Maarten Vorwerk за 2014-2016гг.

Ghost Producer in studio

От Автора.

Maarten Vorwerk (25 Апреля 1980) это музыкальный продюсер, работающий в жанре Dutch Dance. Он начал свою карьеру в 2001 году и, с тех пор, пользовался и другими псевдонимами. Его дискография насчитывает более 400 композиций. Некоторые из них занимали 1 места в рейтингах «Топ 40» и сайта Beatport. На сегодняшний день Maarten активно занимается продюсированием проектов других артистов.    

«Привет всем! Я собрал все свои советы за прошлые годы в один файл, чтобы вы легко смогли их перечитать, если это потребуется.

Все советы, приведённые здесь, основаны на моём собственном опыте.  Конечно, все люди разные, но это лично мой путь! Надеюсь, чтение этого материала будет полезным и увлекательным для вас.
И пожалуйста, если вы хотите чтобы я продолжил эту рубрику (#Tipoftheweek) — пишите мне на страничку в Facebook. Если я увижу положительный отклик от всей этой работы, то, конечно же, весь следующий год проведу в студии, добывая для вас новые знания!»

Содержание

  1. Сайдчейн.
  2. Чистка низов.
  3. Реверберация и задержка.
  4. Громкость.
  5. Эквализация левого и правого каналов.
  6. Многополосная компрессия.
  7. Реверберация.
  8. Эквализация.
  9. Большой барабан.
  10. Мотивация.
  11. Громкий микс.
  12. Клиппирование жёсткого диска.
  13. Сведение вокальных партий.
  14. Стерео пространство.
  15. Кик против Баса.
  16. Лееринг синтезаторов.
  17. Крутые Fx.
  18. Упрощённое сведение.
  19. Mide\Side эквализация.
  20. Бизнес.
  21. Обработка вокала.
  22. Параллельная компрессия.
  23. Тональности.
  24. Усиление большого барабана.
  25. Питчбэндинг.
  26. Частотные конфликты.
  27. Что такое компрессия?.
  28. Рабочий процесс.
  29. Сведение \ Мастеринг.
  30. Контракт.
  31. Настройка уровней.
  32. Саунд дизайн.
  33. Что такое реверберация?.
  34. Автоматизация.
  35. Мастеринг.
  36. Как начать?.
  37. Моно.
  38. Творчество.
  39. Крутой бас.
  40. Как подписаться на лейбл?.
  41. Громкость.
  42. Знай меру.
  43. Как расширить звучание?.
  44. Фоновые шумы и движения на заднем плане.
  45. Акустика.
  46. Усиление и ослабление частот.
  47. Бизнес партнёр.
  48. Потоки продаж.
  49. Громкости мониторинга.
  50. Часть 1. Фазовые проблемы.
  51. Часть 2. Моно совместимость.

Сайдчейн

Попробуйте добавить сайдчейн на лидирующий инструмент вашего микса, для получения контроля над звучанием.

Чистка низов

При работе с саб киком всегда настраивайте его длину по темпу. Настраивайте тональность соответственно треку. Это низкочастотная основа вашего микса. Не забывайте экспериментировать фильтрами и обработками. Будьте кретивными!

Реверберация и задержка

Если вы пользуетесь этими эффектами, пробуйте добавить сразу два или три плагина, а затем, методом исключения выберете наиболее подходящий. Обязательно убирайте обработки в самом синтезаторе, иначе трек будет звучать размыто.

Громкость

Возьмите трек, который вам нравится, и запомните, на каком уровне была его громкость. Теперь пробуйте сводить свою композицию, так чтобы её уровень соответствовал референсу (треку, на который вы ориентируетесь). Лично я, при работе над треком уже знаю, какая громкость должна быть. Но это приходит с опытом.

Эквализация левого и правого каналов

Многие эквалайзеры позволяют вам обрабатывать каналы отдельно друг от друга. Обязательно пользуйтесь этим приёмом, чтобы сделать свои треки более чистыми и широкими.

Многополосная компрессия

Ради забавы, попробуйте использовать многополосный компрессор и эквалайзер неправильно. Это может дать очень интересные результаты.

Реверберация

Если вам хочется добавить эффект присутствия одному из инструментов, примените к нему реверберацию, с небольшим пре-дилэем и коротким временем реверберации.

Эквализация

Во время эквализации, гораздо важнее, как звучит инструмент в общей картине, нежели соло. Смело вырезайте все частоты, которые вы не слышите. Но слушайте внимательно!

Большой барабан

Найдите кик, который звучит хорошо. Сделаете ли вы его сами, или срежете из понравившегося трека — не важно. Убедитесь, что он играет на оптимальной громкости, не слишком тихо и не слишком громко.

Вместо компрессии, попробуйте подмешать к вашему кику маленький отрезок другого кика, тома, баса или чего угодно. И этот самый отрезок, обрабатывайте, любыми интересными для вас способами.

Характеристика огибающей громкости: Attack (отвечает за пинок), Decay (эффект присутствия), Sustain & Release (длина хвоста бочки).

Мотивация

Создание музыки похоже на кухню. Скорее, ближе к работе повара. Не имеет значения, где вы живёте и насколько вы бедны. Если у вас есть хорошая идея, то отличный трек не заставит себя ждать. Набивайте руку и не сдавайтесь!

Громкий микс

Чтобы микс получился более громким, старайтесь сделать его широким. В этом вам поможет панорамирование, реверберация  и задержка. Главное убедитесь, что все элементы трека не разбросаны по стерео полю слишком сильно.

Клиппирование жёсткого диска

Чтобы избежать этой неприятной накладки во время работы, сохраняйте все звуки, которые используете в отдельную папку. Эта функция доступна почти в каждой рабочей станции. После этого треск должен прекратиться.

Сведение вокальных партий

При сведении вокала убедитесь, что ваш lead не перекрывает его. Голос должен выделяться даже в самых оживлённых частях трека. Работайте с уровнями громкости.

Стерео пространство

Это нетрадиционный совет. Переводите свой лид в аудио файл. Дублируйте его. Обрезайте все низкие частоты (хотя бы до 500hz) в копии лида. Обработайте его стерео энхансером и немного широким ревербератором. И опускайте фэйдер громкости. Теперь поднимайте его назад, аккуратно примешивая обработанный лид к основному, что бы получить реально широкое звучание.

Кик против Баса

Если вы делайте трек, в котором бас будет играть основную роль, всегда используйте короткую бочку. Здесь главное оставить больше места для баса. Необязательно вырезать весь низ у кика – от этого он не станет короче. Однако большой барабан будет звучать лучше, если выгодно выделить пинок на 80-120Hz.

Если после всех обработок, вы всё ещё не довольны тем, как уживаются бас и бочка, попробуйте вырезать в басе всё, что находится, ниже 50 или 60hz. Затем добавьте в это место небольшой синусоидный бас, играющий ту же партию, что и основной. Вырежьте у «синуса» все частоты, не отвечающие за низкие частоты. Звук должен стать гораздо теплее и интереснее. Удачи!

Лееринг синтезаторов

Если лееринг реально необходим, пользуйтесь тремя следующими принципами:

-Лееринг низких частот: параметры атаки, восстановления и.т.д. всегда должны быть такими же, как и на основном синтезаторе. Следите за этим! Уделяйте особое внимание частотам между 50-500hz.

-Лееринг на средних частотах: Результатом этого смешивания всегда должен быть синтезаторный звук, который будет отлично вписываться в дроп. Следите за промежутком 500hz-5khz.

-звук с характером: высокие частоты любого синтезатора должны быть яркими. Пробуйте смешивать с лидом любые звуки от пианино, до церковного колокола, играющего на 5kHz.
Не забудьте убедиться, что между этими леерами соблюдён баланс громкости.

Крутые Fx

Этот приём хорошо работает на вокале, но вы можете применять его к любому материалу. Возьмите отрезок аудио. Сделайте реверс, и добавьте к результату длинную реверберацию. Сделайте рендеринг получившегося звука. После чего примените реверс снова.

Такое звучание шикарно подходит для вступления, например.

Упрощённое сведение

Если во время сведения вы совершенно запутались, попробуйте разложить каналы микшера по группам. Разделите микс на отдельные части: Ударные \ Вокальные партии \ Атмосферные \ Басы. После этого вам гораздо легче будет контролировать громкость отдельных элементов трека.

Mide\Side эквализация

Многие эквалайзеры имеют функцию Mide\Side. Это значит, что они могут подразделять сигнал на Mid (моно информация) и Side (вся стерео информация).

Вы можете обрабатывать индивидуально моно или стерео. Используя такой вид эквализации, вы добьётесь очень широкого звучания. Просто обрежьте низкие частоты в Side, и усильте их в Mid. Эта техника так же выручит всех приверженцев лееринга синтезаторов. Обработайте один и тот же звук обычным эквалайзером и M\S. Вы сразу почувствуете разницу.

Бизнес

Этот будет короткий, но очень важный урок, который вам необходимо выучить:

В бизнесе прислушивайтесь к здравому смыслу

В музыке прислушивайтесь к чувствам

И никогда не смешивайте одно с другим.

(Советую почитать: «Всё о музыкальном бизнесе», Автор: Дональд Пассман)

Обработка вокала

Обработка вокала, это то, что мне не нравится больше всего. Тем не менее, я занимаюсь этим постоянно.

Компрессия: используйте совсем немного, чтобы сделать вокал более заметным. Например, плагин Pro C, покажет вам, как обрабатываются пиковые значения сигнала, что очень удобно.
Реверберация: Используйте реверберацию с пред задержкой (pre-delay), совпадающей с темпом вашего трека. Пред задержка поможет убедиться, что голос не потерялся между другими элементами микса. Для расчёта пред задержки пользуйтесь следующей формулой:

60000\Bpm трека

Для трека с темпом 128 оптимальное время пред задержки составит 469ms.

Задержка: вы можете использовать ту же формулу или воспользоваться кнопкой «синхронизация».

Эквализация: Каждый эквализирует по своему вкусу. Тело вокала обычно находится в районе 200-500hz. Всё что ниже 80hz  можете вырезать.

Параллельная компрессия

Основы параллельной компрессии:

Если вы хотите сделать ваш инструмент или вокал более «толстым» — параллельное сжатие, то, что доктор прописал.

Идея заключается в том, чтобы оставить громкие частоты неизменными, а тихие усилить. Это достигается путём подмешивания к оригинальному сигналу компрессированного.

Используйте короткую атаку и длинное восстановление.

Тональности

Я получил интересный вопрос от Скотта Треденика. Он спросил меня, что определяет тональность трека. Вообще-то, у меня нет музыкального образования.

Это моё личное мнение, но вот как я подразделяю ноты:

G: в этой тональности, как мне кажется играют наиболее крутые и энергичные\жёсткие треки.

F: то же круто, но вы можете, подбавить в миксе немного низов.

A: для более эмоциональных мелодий.

С, D и B: для коммерческих позитивных песен.

Создание: В миноре получаются более мрачные и «тёмные» мелодии, в мажоре более позитивные и открытые.

Усиление большого барабана

Это очень важный и сложный процесс, так что отнеситесь к нему со всей серьёзностью.

Я заметил, что многие люди вообще б..дь не понимают, о чём я говорю. Однако для тех, кто всё-таки поймет, это будет очень полезный совет.

Итак, вы создаёте мощную бочку в стиле bigroom. Само собой, её тональность совпадает с тональностью трека. Как же сделать так, чтобы кик не мешал басу?
Попробуйте немного подчистить хвост, и отредактировать частоты баса. После этого используйте реверсивный сайдчейн, чтобы сделать бочку более крепкой и короткой. После этого отправьте нормальный сайдчейн на бас. Пробуйте найти баланс между всеми кроссоверами компрессора.

Питчбэндинг

Иногда, игры с высотой тона элементов ритм секции могут дать очень интересные результаты. Экспериментируйте!

Частотные конфликты

Советы по эквализации.

Во время работы над проектом, вам нужно всегда больше заботиться о глубине композиции, а не о её стерео поле.

Если вы вырежете или прижмёте немного высоких частот, это обязательно скажется на миксе в целом. Правильным решением, в случае, когда два инструмента перекрывают друг друга на одинаковой частоте, будет не вырез, а поднятие высоких в одном из них.

Это справедливо для баса и кика, вокала и гитар, например.

Такой подход поможет вам подчеркнуть нужный звук.

Что такое компрессия?

Многие люди задают мне вопросы о применении компрессии: как надо и как не надо?

Вот основные принципы в двух словах:

С помощью компрессии вы можете понизить уровень самых громких пиков звука, и поднять уровень самых тихих одновременно.

Так что вы можете сжать динамический диапазон, для того чтобы звучание стало более плотным. Представьте, что в вашем доме подняли пол и опустили потолок.
Основные особенности компрессора:

Атака: как быстро компрессор начинает сжатие.

Восстановление: как долго сигнал будет компрессирован.

Ratio: Сила сжатия. 2:1 значит, что сигнал будет сжиматься вдвое.

Порог: Значение, выше которого, сигнал начинает обрабатываться.

Gain: Параметр, отвечающий за компенсацию громкости.

С помощью gain вы можете вернуть громкость сжатого сигнала на прежний уровень (лично для меня это чуть ли не самая важная настройка).

Убедитесь, что громкость инструмента не меняется при включении \ отключении компрессора (после обработки).

Во время обработки сигнала, избегайте усиления ненужного материала. С этим вам поможет справиться эквалайзер, поставленный перед компрессором, и вырезающий всё ненужное.

Для лучшего понимания принципа работы плагина, пообщайтесь на специализированных форумах. В частности, пополнить ваши знания в этой области сможет сайт attackmagazine.com.

Итак, вы можете использовать компрессор для придания звуку плотности, для изменения огибающей. Также плагин может работать как лимитер. И наверняка есть ещё куча вещей, которые можно с ним делать, просто я о них не знаю.

К сожалению, я не могу дать вам каких-то определённых советов по параметрам, потому что для каждого трека и инструмента они разные. Могу лишь посоветовать вам, не перебарщивать с настройками, избегать «замыливания слуха». Всегда старайтесь добиваться наиболее чистого звучания!

Рабочий процесс

Мне всегда приходит множество вопросов о рабочем процессе. И, конечно же, я могу говорить только со своей точки зрения. Честно говоря, мне кажется, что это очень индивидуально для каждого.

В любом случае, у меня нет каких-то специальных ритуалов для того, чтобы начать новый трек. Чаще всего меня вдохновляет, какой либо жанр.

Начало трека: определите, что вас вдохновляет. Может быть барабаны, бас, мелодия или вокал? Постарайтесь построить работу вокруг вдохновляющей тебя части и довести её до конца. Лично я всегда начинаю с синтезаторов, и плавно перехожу от них, к общей аранжировке трека.

Помните, что в треке главное идея. Она должна быть хорошей и простой для понимания. Желательно, чтобы в итоге трек можно было играть в клубе (но это не обязательно).

Несколько советов для завершения трека:

Постарайтесь сделать логичную аранжировку.

Затем определите, звучат ли звуки, играющие вместе как единое целое.

Вырежьте всё ненужное. Нового не добавляйте!

Сводите, сводите, сводите!!!

Сделайте трек плотным.

Уберите все хвосты эффектов, выпадающих из общей картины.

После этого, всё проверьте и перепроверьте, затем снова проверьте и снова перепроверьте, и снова и снова и снова.

Послушайте незавершённый трек в машине, дома, наушниках.

И вот теперь можете заканчивать!

Сведение \ Мастеринг

Опускайте частоты около 100 hz на всех инструментах кроме бочки и баса. Делая это, вы освобождаете больше места в миксе. А от этого он становится чуть более громким!

Контракт

Помните, что когда вам говорят «Это наш стандартный контракт» – у вас есть и другие варианты.

Настройка уровней

Конечно, здесь всё зависит от жанра. Считайте, что это ориентир по сведению элементов трека. Никогда не поднимайте их громкость выше стандартного порога громкости в микшере. Всегда сравнивайте свою музыку с популярными композициями.

Всегда стремитесь к тому, чтобы каждый ваш трек звучал лучше предыдущего. Соревнуйтесь с самими собой.

Саунд дизайн

В этом совете я бы хотел осветить плагин, которым мало кто пользуется: The Blue Cat MB-7 Mixer.

Этот плагин позволяет вам разделить исходный сигнал на 7 полос. Вы можете их эквализировать, играться со стерео и. т. д.

Идеальный инструмент для борьбы с плохим звуком.

Что такое реверберация?

Несколько важных вещей касательно реверберации.

Вы можете использовать её, чтобы сделать звук «больше», или отодвинуть его на задний план.

Наиболее важные параметры вашего ревербератора:

Pre-Delay – время перед оригинальным сигналом, заполненное звуковыми отражениями. Если пред задержка длинная, то обработанный звук будет слышен заранее. Для больших лидов я всегда советую, короткий pre-delay.

Время реверберации: чтобы добавить эффект присутствия, сделайте время реверберации коротким. Для большого лида я советую использовать длинную реверберацию.

Размер \ Ширина \ Рассеивание – говорят сами за себя.

Эквализация: Усиление высоких частот ревера делает звук более свежим, а снижение более мрачным. Низкие частоты из реверберации я всегда вырезаю, так как они загромождают микс.

Сейчас каждый ревербератор имеет регулятор dry \ wet. Он позволит вам контролировать подмешивание обработанного сигнала к основному.

Ненужно использовать для каждого инструмента разные виды ревербератора, так как это может серьёзно испоганить ваш микс.

Профессиональный совет: полностью контролируйте свой микс. Используйте сайдчейн на своём ревербераторе. С его помощью вы сможете точно знать, когда «открывается» и «закрывается» ревер.

Автоматизация

Автоматизация ОЧЕНЬ важна для вашего трека. К тому же, это необходимая стадия завершения работы над проектом. Без неё трек будет звучать безжизненно. Я использую автоматизацию почти для всего.  Вот несколько примеров:

— Изменение громкости инструментов для контроля над вниманием слушателя.

— Изменение параметров фильтров.

— «Открытие и закрытие» ревербераторов и задержек.

— Контроль высоты тона.

Возможности безграничны!

Мастеринг

Итааааааааааак…… Мастеринг! Основа правильного микса. Последнее, о чём вы задумываетесь.

Когда кто-то отсылает своё демо на лейбл, часто он говорит «трек звучит плохо потому-что не отмастерен».

Никогда, слышите? Никогда не используйте эту отмазку, когда отправляете демо.

В танцевальной музыке мастеринг чаще используемся как некий креативный эффект. В любом случае, перед тем как отправлять трек на мастеринг, нужно сбалансировать все его элементы.

Под готовностью трека я понимаю тестирование звука в клубе и отправка его в звукозаписывающую компанию.

И так, что же вам нужно иметь на мастер канале:

Многополосный компрессор: Во время сведения, обратите особое внимание на средние частоты, так как это наиболее сложная область микса. Сразу убедитесь, что полосы компрессора установлены точно.

Обычный компрессор: Просто старайтесь как можно больше склеить микс.

Эквалайзер: Находите маленькие проблемы и устраняйте их. Поможет в этом Fabfilter 2.

Дисторшин: Многие добавляют немного искажений на мастере, чтобы сделать звучание более тёплым. Пробуйте сатураторы, эксайторы, плёночные эмуляторы и.т.д.

Лимитер: Держит выходной сигнал под контролем.

Стерео расширители: что бы ни случилось не перебарщивайте. Следите за моно совместимостью.

Как начать?

Не знаешь, как начать сведение? Попробуй опустить все уровни до -10db. Это даст тебе большое запас для работы. А с ним трек начнёт звучать более натурально. Если тебе что-то не понравится, ты всегда можешь вернуться к исходному положению.

Моно

Тебе знакомое чувство, когда твой трек хорошо звучит в студии, а в клубе баланс теряется, и элементы микса выходят из под контроля? Конечно, этому может быть много причин, но… Если у вас есть подобные проблемы, скорее всего вы не проверяли трек на моно совместимость.

Переходите в моно и работайте (например с эквалайзером) как обычно. При завершении работы, возвратите микс в стерео и вы поймёте, что оно тоже звучит хорошо. После этого панорамируйте звуки и снова послушайте трек в моно – не испортилось ли что-нибудь.

Творчество

Творчество в студии – неотъемлемая часть рабочего процесса. Вот вам почва для размышления. Во-первых, всегда хорошо прийти в студию с идеей. Лично я, когда не знаю с чего начать, играю на пианино основную тему трека. Если с написанием мелодии у вас тоже проблемы, попробуйте сфокусироваться на ударной партии. Чаще всего, вдохновение для мелодической партии приходит после прослушивания классики. Я слушаю много хаус музыки, на которой вырос. 90-е годы.

Иногда открываю свои запасы пресетов и щёлкаю по ним, в поисках чего-то интересного. Вы можете попробовать выйти в интернет и скачать новый плагин. Слушайте и анализируйте чужие песни. Возвращайтесь к старым незавершённым проектам.

Вдохновение приходит и уходит, и, по моему мнению, нужно иметь дисциплину (и талант) привносить его в студию.

Если ничего из написанного выше не помогло, идите на пляж и попробуйте поработать завтра.

Крутой бас

Включи саб бас и сыграй мелодию. Срежь высокие частоты как минимум до 1,5 khz. Компрессируй бас, а потом срезай всё до 40 hz.

Убедись, что бас играет в моно. Добавь немного сайдчейна. Теперь бочка и бас работают сообща.

Скопируй мелодию баса на синтезатор типа «пила». Срежь у синтезатора низ, ну скажем, до 100 hz. Обрабатываем синт стерео расширителем и дисторшином.

Включаем бас и синтезатор вместе – получаем желаемый результат.

Как подписаться на лейбл?

Мне часто задают этот вопрос, и у меня нет точного ответа. Но на всякий случай запомните.

С тех пор как у нас появилась возможность самостоятельно писать танцевальную музыку дома, каждый захотел стать известным продюсером или диджеем. Результатом стала высокая загруженность звукозаписывающих компаний демо треками. И по моему опыту, чаще всего, они и больше 2-х секунд не слушают трек, который потенциально может быть дерьмом. Из тысячи треков они выбирают лишь один или два реально хорошо звучащих.

Вот вам список того, что делать НЕ НАДО:

Не отсылайте незаконченные демо.

Никогда, я повторяю, НИКОГДА не говорите, что ваш трек ещё не сведён или не отмастерен.

Не отправляйте вместе с треком длинное письмо, описывающее ваше бытие.

Если ни студии, ни диджеи ни разу не ответили на твоё письмо, то мне тяжело это говорить, но им не понравилось.

Вот что делать ОБЯЗАТЕЛЬНО:

Отправляйте законченные демки, или хотя бы говорите, что они законченные.

Говорите о себе кратко. Имя, может быть небольшую дискографию, электронную почту и номер телефона.

Старайтесь добиться оригинального звучания.

Создайте красивую страницу в социальных сетях.

Если вы написали хороший трек, то, скорее всего с вами заключат контракт! Возможно, они захотят услышать больше твоей музыки. В этом тебе поможет страница на Soundcloud.

Лично я отправляю короткое mp3 с основными моментами трека. В письме прикрепляю ссылку на скачивание полной версии трека.

Удачи!

Громкость

Здесь поговорим о восприятии. Тема громкости очень обширна, так что мы можем писать книги и долго спорить об этом. Но это очень скучно, поэтому я постараюсь изложить все, что знаю очень коротко, и по делу. Разумно было бы придерживаться каких-то основных принципов. Может в будущем я раскрою эту тему немного больше.

Только вы решаете, как будет звучать ваша песня. Вы любите плотный компрессированный звук или более открытый и «просторный»? Любите широкий диапазон громкостей, или чтобы всё звучало ровно на протяжении трека?

Чтобы точно ответить на эти вопросы, вам нужно выбрать песни, на которые вы могли бы ровняться. Проиграйте трек, наблюдая за ним через анализатор от Ozon.

Сравните полученные параметры анализируемого трека со своими. А теперь подумайте, как добиться тех же результатов? Есть удобное устройство для этого – Называется «perception controller» http://meterplugs.com/perception

Этот плагин поможет вам повторить звучание референса. Самое лучшее в этом плагине то, что ты можешь реально услышать, как сводился трек.

И так, раздобудьте себе ozon 5 meter и perception controller. Прочитайте по ним инструкцию, и пользуйтесь!

Знай меру

Знай когда нужно остановиться, бросить всё и валить из студии. Важно понимать, когда студийная сессия подошла к концу. Например, сегодня Рождество! Так что завязывайте с музицированием и удилите время семье и друзьям!

Как расширить звучание?

Самый часто задаваемый вопрос.

10 способов расширить звучание вашей музыки:

Многие из них спорные, но упомянуть стоит.

  1. Стерео задержка: используйте стерео дилэй, с очень коротким временем задержки 2-10 ms.
  2. Раздельная эквализация: обрабатывайте правый и левый канал отдельно друг от друга.
  3. Стерео расширители: их огромное количество, выберете тот, который вам больше по душе.
  4. Мид\Сайд эквализация: смотри совет №19.
  5. Разделите сигнал на два канала и панорамируйте отдельно.
  6. Установите два дилея на канал: один уберите полностью влево, другой вправо.
  7. Реверберация: то же что и с дилеями. Перед ревербераторами поставьте компрессор, чтобы звук получился более плотным.
  8. Разделите сигнал на два отдельных трека, и сделайте сдвиг частот. С этим прекрасно справится Melodyne.
  9. Добавьте дистрошин и расширитель стерео на мастер. Это придаст оригинальности.
  10. Проверьте моно совместимость.

Фоновые шумы и движения на заднем плане

Есть несколько весомых причин для того, чтобы добавить их в композицию. Чтобы заполнить частотный спектр и придать треку характер. Обязательно пользуйтесь белыми шумами, библиотеками fx и. т. п.

Возможности безграничны, вы можете играться с такими звуками как угодно. Я всегда стараюсь сделать свои треки «воздушными». Это мне помогают сделать хор, звуки природы и костра.

Всегда применяйте эффекты на низкой громкости. Их должно быть слышно, но если слишком сильно поднять уровень, можно что-нибудь потерять.

Акустика

Каждая клавиша на твоей клавиатуре соответствует той или иной частоте. Например, C3 имеет частоты 130,81 hz. Используй это во время сведения. Как ты уже мог догадаться, можно применить эквалайзер, чтобы добавить ту или иную тональность звуку. Допустим, ты играешь на гитаре в тональности А, и тебе хочется добавить больше теплоты. В таком случае будет логичным поднять 110, 220 и 440 hz. А если нужно добавить присутствия подними 7khz.

Если вы поймете, как это работает, то сможете избежать огромного количества проблем во время сведения.

Усиление и ослабление частот

Я не хочу начинать дискуссию о том, какой метод работы эквалайзером лучше. Хочу лишь высказать своё личное мнение по этому поводу. При сведении я пользуюсь всем, что мне необходимо для достижения качественного звучания.

В основном, конечно, я стараюсь только ослаблять частоты. Плюсы такого подхода:

освобождается больше места

звучит более натурально

ты держишь мастер канал под контролем

Во время сведения вокала, конечно, гораздо проще вырезать частоты инструментов, нежели трогать голос.

Я знаю много продюсеров, которые делают по-другому, но это лично моё мнение.

Бизнес партнёр

«Одна голова хорошо, а две лучше».

В начале карьеры вы не думаете о последствиях.

Вы оба одинаково амбициозны?

Вы оба одинаково талантливы?

Вы можете реализоваться на столько, на сколько это необходимо?

Один из вас мечтает пойти домой, пока другой хочет приключений?

Когда начнётся реальная работа, придут деньги и может быть слава, многие вещи могут пойти не правильно. Так что, начиная путь, будет разумно записать все ваши «мечты», стремления и обязанности в команде на бумагу. Не забудьте прочитать книгу «Все о музыкальном бизнесе». Партнёр не должен быть лучшим другом. Это тяжёлый урок, но пора его усвоить.

Потоки продаж

Начинающему музыканту необходимо знать, как он может зарабатывать на собственной музыке. Чем раньше вы это поймёте, тем быстрее превратите хобби в профессию. Указанные ниже условия основаны на датском праве, в штатах или ещё где-то они могут отличаться.

Продажа роялти:

Получение процента от продаж своей музыки.

Обычно делится на

Реальную продукцию: Винил, CD и.т.д.

И Цифровую: Загрузки, прослушивания и.т.д.

Это значит, что права на музыку переходят к звукозаписывающей компании. Хотя условия могут быть различны.

Авторское право:

Авторское право создано для того, чтобы предотвратить использование чьего либо интеллектуального труда без разрешения собственника. Выплаты по авторскому праву вам будут начисляться, за проигрывание ваших треков по радио, в компьютерных играх и кино.

Смежные права:

Это действует только на европейское право.

Представим, что вы участвовали в записи трека, как сессионный музыкант. Песня становится хитом. Но вы не продюсировали трек и не писали текст. Всё ещё можно получить деньги по смежным правам. В этом случае вы можете получать плату за проигрывание на радио и концерты.

Букинг:

Сейчас, это, наверное наиболее популярный способ заработка у DJ.

Фиксированные сборы:

Это тот случай, когда вокалист или музыкант должен платит за продюсирование музыки другим человеком.

Спонсорские сделки:

В штатах это уже огромный бизнес, в Европе совсем скоро будет тоже самое. Подключение своего профиля, к какому либо брэнду и получение за это платы. Примерами в наши дни может быть всё от одежды до наушников.

Но всё это не идёт, ни в какое сравнение с тем, что было в 2008 году. Тогда рекорд компании не могли предположить, как сильно будет зависеть рынок от цифровой музыки. Вернёмся в 2015. Spotify зарабатывает на цифровом контенте 5,7 миллиардов долларов. Вот не совсем точные данные о процентах в подобных компаниях.

Sony BMG 5,8%

Universal Music 4,8%

Warner Music 3,8%

EMI 1,9%

Примените свои знания в области математики, чтобы понять, кто же действительно зарабатывает на продаже музыки.

Громкости мониторинга

Это очень, важный совет, от которого зависит очень многое. Для того чтобы сделать плотный звук, вы для начала должны понять какой он, «плотный» звук, и как он звучит в вашей студии \ комнате.

При работе в студии вам нужно найти оптимальную громкость для мониторинга. Лучше всего сделать звук не громким, чтобы сберечь уши. Если ваш слух замыливается, восприятие звука меняется, помните об этом. Так же многое зависит от жанра, если вы делаете клубную музыку, поднимите громкость в наушниках, чтобы у вас создавалось ощущение игры в клубе.

Вообще, постарайтесь сводить каждый свой трек на одной и той же, определённой громкости. Это поможет вам лучше понять, как работает громкость ваших и чужих треков. Лично я маркером отметил порог громкости для прослушивания трека во время сведения. На большой громкости я прослушиваю только дроп-часть трека, чтобы понять, производит ли она нужное впечатление.

В конце сведения я  опускаю громкость очень низко и слушаю, как работают вместе все элементы трека. Если вы, сделав так же, сможете услышать бочку, рабочий, тарелки бас, голос и.т.д., значит, баланс в песне настроен правильно. Конечно же, перепроверьте результат на разных акустических системах.

Часть 1. Фазовые проблемы

Итак, уже целый год мы выпускаем советы по созданию электронной музыки, и я искренне надеюсь, что ваши навыки улучшились. Перед тем как поделиться с вами советом № 52, я хочу обсудить одни из самых важных вопросов в следующих двух советах: Фазовые проблемы и Моно совместимость.

Часть 1:

Фаза
Для начала немного теории:

Фаза – это сигнал, представленный в виде волны. Когда пики и спады двух волн совпадают, у нас получается игра «в фазу». Если же вы немного сдвинете одну из волн, то сигналы «выйдут из фазы». Если же вы развернёте один из сигналов на 180 градусов, то получится противофаза, и сигналы будут вычитать друг друга.

Фазовые проблемы чаще всего возникают, во время записи звука (например, барабанов) двумя микрофонами в одно и то же время. В танцевальной музыке такое случается, когда вы одновременно запускаете два низкочастотных сигнала. Лучший способ этого избежать, разобраться в конфликтном частотном диапазоне. Саб бас – Низкие – Средние – Высокие. Только так вы сможете избежать нежелательных столкновений. Лучше всего оставить в треке только один инструмент, играющий Саб бас, и один, играющий Низкие. После этого можете применить параллельную компрессию (смотри совет № 22), чтобы уплотнить звук без каких либо фазовых проблем. Хотя, конечно, за вас это могут сделать автоматические корректоры фазы. Не знаете, что такие существуют – гугл в помощь! Откройте измерители от Ozone, такие как Phase scope \ Phase Meter, и вы сможете «в живую» увидеть фазовые проблемы. Если измеритель показывает, что сигнал слишком разбросан, возможно, нужно его сузить, приблизив к моно.

Параметры измерителя фазы:
0 значение – это полное стерео.

+1 – это полное моно.

— 1 – это противофаза.

Лучший результат находится между 0 и +1

В следующем совете ещё больше интересного на эту тему.

Часть 2. Моно совместимость

Стерео означает разницу во времени между правым и левым каналом. Таким образом, создается ощущение объёма, повышается качество звука бла бла бла …

Очень важно проверять микс на моно совместимость.

Зачем нам до сих пор нужно моно? Я не знаю. Но в клубах по-прежнему есть моно установки, потому что музыка должна звучать одинаково на всей территории заведения. Если бы звук был в стерео, то полностью воспринять картину микса можно было бы, только находясь в правильном месте. Многие радио станции вещают в моно, для улучшения качества сигнала. И если ты захочешь включить своей бабушке свой новый трек на её радиоприёмнике, то, скорее всего это будет моно девайс.

Так почему бы нам просто не сводить всё в моно?

Потому что ты слушаешь музыку в машине, на компьютере и.т.д. А это всё стерео.

Устранение проблем:

Если ваша песня звучит очень плохо в моно, попробуйте mid \ side эквализацию, на проблемных каналах или мастере. Это должно помочь!

Мартин в социальных сетях:

Soundcloud
Twitter
Facebook
Instagram

Перевод: Сергей Шелкошитов
Эксклюзивно для HDN Sound.